Бизнес 13 января 2023

Вовлеченность сотрудников: как ее измерить и как это поможет бизнесу

Чем больше вовлеченность сотрудников в работу, тем выше продуктивность и прибыль компании. Измерить мотивацию персонала помогут опросы: исследование покажет, что нужно изменить внутри компании, чтобы повысить ее эффективность. О том, как правильно провести опрос вовлеченности, читайте в статье.

 

 

Вовлеченность – это физическое, эмоциональное и интеллектуальное состояние сотрудника, которое мотивирует его выполнять работу как можно лучше (рабочий энтузиазм). Это стремление принести пользу компании и сделать все возможное для достижения ее целей. 

 

Вовлеченность сотрудников – один из важнейших HR-трендов XXI века в бизнес-среде. Мировые консалтинговые компании говорят о ее прямом влиянии на бизнес-показатели и итоговые финансовые результаты. Так, по сводным данным Kincentric, Gallup, Hay Group и Towers Watson, у компаний с высоким уровнем вовлеченности:

  • прибыль выше на 17% и более
  • производительность выше на 18-21% 
  • удовлетворенность потребителей выше на 10%
  • незапланированная текучесть персонала ниже на 50-65%
  • количество аварий, обусловленных нарушением техники безопасности, меньше на 48%

 

Зачем измерять вовлеченность?

Для развития, достижения новых высот и увеличения прибыли состояние компании нужно проверять не только внешне – мнением клиентов о бренде, его товарах и услугах, но еще и изнутри – глазами сотрудников. Поэтому важно регулярно оценивать вовлеченность персонала в рабочий процесс.

Однако мало измерить одну мотивацию персонала: чтобы в исследовании был смысл, необходимо также определить факторы, влияющие на желание работать. Статистическая оценка этих факторов показывает, ЧТО нужно изменить во внутренних процессах компании, чтобы повысить производительность. Так, опросы вовлеченности позволяют:

  • оценить взаимодействие внутри коллектива и увидеть проблемы в системе управления → усовершенствовать организацию рабочего процесса и корпоративную культуру
  • узнать, разделяют ли сотрудники ценности компании → разработать миссию бренда, которая будет вдохновлять персонал
  • сформировать образ компании, как работодателя, увидеть, что притягивает сотрудников, во что полезно вкладываться → привлекать новые ценные кадры и не терять существующие
  • проследить динамику настроений в компании с помощью регулярных опросов (ежегодных, ежеквартальных, пульс-опросов) → вовремя реагировать на ухудшения

 

Как измерить вовлеченность сотрудников?

Анонимный онлайн-опрос – наиболее удобный инструмент для измерения уровня вовлеченности. Сотрудники не опасаются выразить честное мнение, даже если недовольны определенными факторами. Поэтому онлайн-анкетирование позволяет увидеть скрытые проблемы в коллективе и положение дел в компании. Всего за пару дней вы можете узнать мнение сотен и тысяч сотрудников, а также проанализировать результаты в разрезе отделов, подразделений и должностных уровней.

Вовлеченность – комплексное и абстрактное понятие, которое меняется время от времени. Сотруднику сложно самому оценить свою вовлеченность. Поэтому для ее оценки в опросах используются утверждения, описывающие поведение сотрудника и коллектива: респонденту легче ответить на вопрос о конкретных действиях, чем о чувствах. 

В практике HR-исследований существуют различные методики с конкретными утверждениями и индексами. Например, модель компании Aon Hewitt включает в себя около 70 вопросов, что позволяет измерить удовлетворенность, вовлеченность персонала, а также 20 факторов, влияющих на эти показатели.

 

 

В ходе исследования сотрудник оценивает степень согласия с утверждением. Можно использовать шкалу с любым количеством делений: двузначную («Нет»/«Да»), четырехзначную («Не согласен»/«Скорее не согласен»/«Скорее согласен»/«Согласен»). При этом чем больше делений, тем легче высказать мнение неопределившимся сотрудникам. Оптимальна шестизначная шкала: 1 – «категорически не согласен», 6 – «совершенно согласен».

По общей статистике каждого вопроса исследователи рассчитывают среднее значение вовлеченности.

 

 

Аналогично, с помощью набора утверждений, измеряются факторы вовлеченности:

 

 

Например, факторы взаимодействия в коллективе и вознаграждения можно оценить с помощью следующих утверждений:

 


 

Также в рамках опроса вовлеченности измеряется общий уровень удовлетворенности персонала:

 

 

Для сбора ответов можно разместить анкету на корпоративном портале для сотрудников, в социальной сети, в рабочем чате в мессенджере. Также можно воспользоваться email- или SMS-рассылкой.

 

Что сделать, чтобы опрос вовлеченности действительно помог?

Маргарита Симановская, специалист по персоналу онлайн-сервиса маркетинговых и HR-исследований Anketolog.ru

В начале исследования важно рассказать сотрудникам о его целях и пользе для компании. При этом руководству нужно быть готовым и к критическим замечаниям. Следует исключить негативные последствия за мнения такого рода, чтобы картина была полной, честной, и сотрудники видели: руководство готово работать с обратной связью. Это повысит авторитет.

И самое главное: компания должна быть готова к изменениям по результатам этих опросов. Иначе со временем люди перестанут их воспринимать всерьез, это будет вызывать отторжение, уровень доверия будет снижаться. Люди должны видеть результаты опросов. Коллективу, как живому организму, важно и ценно, что их слушают, их мнение имеет значение, и что им дают обратную связь. Так формируется лояльность.

 

Вы можете заказать исследование вовлеченности сотрудников у специалистов и получить подробный и наглядный отчет для презентации и принятия решений с описанием методологии, аудитории и рекомендациями специалиста.

Также можно воспользоваться образцами анкет для персонала и адаптировать их к специфике организации. Отметим, что вовлеченность – важный, но не единственный показатель эффективности рабочего процесса. Важно измерять и другие показатели: лояльность и удовлетворенность сотрудников, их самооценку, наличие синдрома выгорания и другие аспекты рабочего процесса. 

Популярные материалы