Топ-10 необычных способов мотивации персонала без повышения зарплаты
Мотивация персонала – это процесс стимулирования сотрудников для повышения производительности труда. Простыми словами, мотивация – все то, что побуждает работников ежедневно с энтузиазмом спешить на работу и стараться выполнять профессиональные обязанности наилучшим образом.
Помимо достойной зарплаты и денежных бонусов сотрудники нуждаются и в нематериальном поощрении: в обратной связи, в признании заслуг, в приятной рабочей атмосфере, комфортных условиях труда. Советские времена запомнились досками почета, поощрительными грамотами и сувенирными подарками. В наши дни в разных компаниях тоже предоставляются различные «плюшки»: дополнительные выходные, индивидуальный график работы или поездки за счет компании.
Вместе с Mediacom.Expert мы провели исследование и узнали, какие материальные и нематериальные методы мотивации используют российские работодатели, насколько они эффективны и какие необычные «бонусы» интересуют сотрудников.
В опросе участвовали россияне, работающие по найму. У большинства (77%) в компании используют материальные способы мотивации сотрудников. Нематериальная стимуляция применяется у 42%.
Что касается материальных бонусов, 58% опрошенных сотрудников отметили премии, 38% – надбавки к заработной плате, у 36% дарят подарки к праздничным датам. Также у 24% сотрудников проводят обучение за счет компании, у 21% оплачивают ДМС.
Если говорить о нематериальной стимуляции, 40% сотрудников имеют комфортные условия труда, 35% получают подарки на значимые даты, например, на День рождения, тоже у 35% свободный дресс-код в компании. Для 31% создана приятная атмосфера внутри коллектива и организации в целом, у 29% руководство и коллеги обращаются друг к другу по имени. Более четверти (27%) отметили гибкий график работы, 27% – культурные мероприятия в компании и корпоративы. Кроме того, 25% могут свободно выбирать время обеда, а 24% имеют возможности для карьерного роста.
Также респонденты перечислили дополнительные опции и услуги, которые доступны им на рабочем месте. Что интересно, 19% работающих россиян обеспечены напитками (минеральная вода, газированные напитки, соки и пр.), у 18% есть бесплатный кофе, 17% обеспечены душевой кабиной, а 16% – продуктами за счет организации, например, фруктами, печеньем.
Также 9% респондентов отметили наличие комнаты для отдыха, 8% – тренажерного зала, 6% – игровой зоны, например, с настольными играми или приставкой. У 3% в офисе или на рабочем месте есть массажное кресло, еще у 2% – кинозал. Что любопытно, почти у половины опрошенных (47%) нет ничего из вышеперечисленного.
Что, кроме зарплаты, мотивирует сотрудников?
Далее мы спросили респондентов, какие способы мотивации, применяемые в их компании, они считают наиболее эффективными. В ТОП-10, по данным множественного опроса, вошли:
- премии – 53%
- надбавки к зарплате – 31%
- создание комфортных условий труда (наличие кухни, кондиционера, приятный офис и пр.) – 22%
- подарки к праздничным датам – 18%
- приятная атмосфера внутри коллектива и организации – 18%
- гибкий график – 16%
- оплачиваемый полис ДМС – 15%
- обучение за счет компании – 15%
- свободный дресс-код – 15%
- возможности для карьерного роста – 13%
В целом работающие россияне удовлетворены способами мотивации персонала, применяемыми в их компании, на 6 баллов из 10.
При этом более половины (56%) опрошенных хотят, чтобы в их организации практиковалось больше способов мотивации персонала. По данным открытого опроса, наиболее интересны для российских сотрудников повышение заработной платы (42%), премирование (35%), ДМС (9%), гибкий график работы и дополнительные дни отпуска (по 7%).
Какие необычные способы мотивации интересны российским сотрудникам?
Мы также предложили респондентам список с нестандартными вариантами стимуляции персонала, которые практикуются в разных странах. Участники исследования выделили среди них те, которые им понравились и которые они хотели бы иметь на своей работе. Так, в ТОП-10 необычных способов мотивации сотрудников вошли:
- Доплата за здоровье (сотрудники, ни разу не взявшие больничный за определенный период (например, 1 год) получают материальное вознаграждение) – 82%
- «Отпускной бонус», например, материальный, за полный отгул отпускных дней. Применяется, чтобы сотрудники использовали положенный законом отпуск – 79%
- Квартира за работу (например, за каждую проданную единицу товара, сделанный отчет и т. п. сотрудник получает 1 кв. см жилья, по истечении определенного периода подводятся итоги и победитель получает квартиру площадью накопленных им «сантиметров») – 71%
- «Корпоративный» детский сад, школа (устройством детей сотрудников в учреждения занимается сама компания) – 67%
- Премия за хорошие отношения с коллегами – 64%
- Бонусы за работу без отпуска (например, поощрение в виде премии) – 61%
- Отгул в связи со сложным периодом в личной жизни (например, расставание с партнером) – 59%
- Прибавка к зарплате в виде лотереи (сотрудники кидают кости на удачу, прибавка к зарплате может составлять 1-6%, кому какая цифра выпадет) – 56%
- Компенсации для сотрудников-хозяев домашних животных (надбавка к зарплате сотрудникам, имеющим питомцев, на их содержание) – 55%
- Хобби на работе (компания дает возможность заниматься хобби на рабочем месте) – 44%
Выборка исследования
С 23 по 31 марта с помощью онлайн-панели Anketolog.ru было опрошено 1644 россиян старше 18 лет, работающих по найму. Выборка отражала социально-демографические параметры населения РФ. Погрешность при 95%-й доверительной вероятности не превышает 2,5%.